Психолог Владислав Лето. Психологическая помощь в Новосибирске и онлайн.
Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт

В этом разделе находятся все написанные мной статьи о психологии, гипнозе и смежным темам, а так же: заметки, истории, притчи и прочие записи личного блога.

Стратегии взрослого для ребенка школьного возраста (7-12)

(черновик)

 

— в школе ты можешь быть самим собой и я поддержу тебя в этом

— хорошо учиться делать различные вещи своим собственным способом

— хорошо обдумывать различные вещи, пробовать и проверять их, прежде чем ты их сделаешь своими, возьмешь их себе (усвоишь, интериоризируешь)

— ты можешь доверять своим решениям, единственное, что тебе при этом нужно, это брать на себя ответственность за последствие своих выборов (купить лотерейный билет – последствие – деньги пропадут) (армейский принцип – в условиях отсутствия информации любое решение считается верным)

— ты можешь поступать так, как считаешь нужным, и не соглашаться хорошо (можно) (реализует принцип свободы, сам распоряжаешься жизнью)

— я люблю тебя таким, какой ты есть

— ты можешь доверять своим чувствам, если ты боишься – скажи мне об этом, бояться можно, мы можем поговорить с тобой об этом (боишься – не пробуй, не попробуешь – не узнаешь)

— ты можешь выбирать своих друзей (Юнг: дружба – те люди, на которых проецируем свою нереализованную часть, в них есть то, что я себе не разрешаю)

Толстой: дружба не может без лести

Дружба это проекция идеала, мы идеализируем друга, когда мы качество интериоризовали – дружба закончилась, друг превращается во вражду, соперничество (но мы его подавляем)

Леннон и Маккартни, например, друзья-враги, конкурировали, но друг без друга не могли

Когда можно открыто конкурировать – в ней ты растешь, развиваешься

Когда ребенок выбирает плохих друзей – ему нужно доверять, что он сам способен взять важное и отказаться от неприемлемого, антисоциального

— ты можешь одеваться так, как другие дети, или совершенно другим, только своим, особым способом

Нужно понимать, что они себя по другому видят, идентификация только только происходит, еще не проявлена, если подавлять и запрещать – вся эта манифестация будет позже, когда вы уже не сможете воздействовать

Подростковый возраст как раз для экспериментов с внешностью

— ты заслуживаешь того, чтобы у тебя было то, что ты хочешь

Родители не должны удовлетворять амбициозные потребности ребенка, но должны не критиковать их, у многих взрослых убита сама возможность желать чего-то

Детские желания нужно понимать как метафоры – вспомнить, что вы любили в детстве, я это любил, я это потерял, я хочу это вспомнить вновь, детское желание трансформировать во взрослое

Когда мы поддерживаем ребенка в этом интроекте – что он может желать, чего хочет, поддержать его

— я желаю быть с тобой, что бы ни случилось

После 12 лет нужно уже больше и больше отпускать детей

Развитие у ребенка будет на улице

— я люблю тебя

Слова которые необходимо слышать в дошкольном возрасте, три — семь лет.

(черновик)

 

— я люблю наблюдать за тем, как ты растешь

— я буду рядом с тобой, чтобы проверять твои границы и определять твои пределы (давать обратную связь, да, это твои границы, подтверждает базовое право на территорию или задает новые границы)

Ребенок найдет эти границы только в контакте с родителями

— хорошо, что ты думаешь о себе, ты можешь думать о своих чувствах и переживать по поводу мыслей

Плохо ориентируются в сфере чувств, родители должны этому научить, научить  называть свои эмоции и отличать мысли от чувств

— я люблю твою жизненную силу, мне нравится твое любопытство в вопросах секса

 

 

У ребенка нет инструментов, что с ней делать

— замечательно находить различия между мальчиками и девочками

Поддерживаем половую идентификацию

— я установлю тебе рамки для того, чтобы помочь тебе понять, кто ты (дам обратную связь)

Рефрейминг – переформирование установок

— я люблю тебя таким, какой ты есть (сквозная установка)

— хорошо, что ты бываешь разным, что у тебя есть свой собственный взгляд на происходящее

— ты можешь представлять себе различные события без опасения, что они станут реальностью, я помогу отделить тебе фантазии от реальности

В 7 месяцев нормативный страх – чужого, 4-5 лет апогей – нормативные страхи, когда что-то нарушает привычные границы

С уважением относиться к страхам

Если страх не исчез – значит его подкрепили

— мне нравится, что ты девочка/мальчик

— мне нравится, что тебе нравятся девочки/мальчики, даже если это не нравится твоим родителям

В семейном треугольнике разные роли:

Мать и женщина

Отец и мужчина

Дочь/сын и девушка\юноша

Перенаправляем сексуальность в другое русло, пока можем

— плакать хорошо, несмотря на то, что ты уже подрос (канал отреагирования, иначе будет психосоматика)

— очень хорошо обнаруживать последствия и закономерности своего поведения

Приобретение опыта причинно-следственных связей, находить другие пути

— ты можешь просить о том, что ты хочешь

— ты можешь задавать вопросы, если тебе что-то непонятно или что-то смущает тебя

Давать детям короткие, понятные, прямые ответы

— ты не отвечаешь за брак твоих родителей

— ты не отвечаешь за папу

— ты не отвечаешь за маму

— ты не отвечаешь за семейные проблемы (довела отца, иди теперь отвечай)

— ты не отвечаешь за развод твоих родителей

— замечательно исследовать, кто же ты есть на самом деле

Стратегии родителей: слова которые необходимо слышать в младенчестве, до года

(черновик)

 

Стратегии родителей- это слова, которые необходимо слышать в младенчестве (некие установки). Которые были записаны Ефимкиной Риммой Павловной в 90-х, в Новосибирске, во время выступления одного из американских мэтров психологии в том городе. И которые Уважаемая Римма Павловна передает по наследству во время её лекций и семинаров по возврастной психологии на спецфакультете психологии НГУ.

С её разрешения переписываю эти, важные для каждого ребенка, слова и установки, которые могли бы транслировать ему любящие и ответственные родители. 

Увы имя мэтра за давностью стерлось (если у кого нибудь есть информация о том кто именно это был — напишите пожалуйста мне на почту для восстановления исторической справедливости.

 

  — Добро пожаловать в мир, я тебя ждала

4 базовых права последователей трансактного анализа: на существование, любовь, территорию и ее защиту, потребности

— Я приготовила специальное место, где ты будешь жить (право на территорию)

— Я люблю тебя именно таким, какой ты есть

— Я не оставлю тебя, что бы ни случилось

— Мне нравится удовлетворять твои потребности

— Я уделю тебе все то время, которое нужно, чтобы удовлетворить твои потребности

— Я так рад, что ты мальчик/девочка

— Я хочу заботиться о тебе, и приготовилась, чтобы делать это

— Мне нравится кормить тебя, одевать, купать, проводить с тобой время

— Во всем мире нет никого, похожего на тебя

— Бог улыбался, когда ты родился

Стратегии родителей: слова которые необходимо слышать в раннем детстве, от года до трёх

  • Правильно и хорошо быть любопытным, желать, рассматривать пробовать на вкус разные вещи.
  • Я сделаю твои исследования безопасными
  • Я люблю тебя таким какой ты есть.
  • Я здесь для того, что бы позаботится о том, что тебе нужно (установка только до трех лет)
  • Тебе не надо брать на себя мои заботы
  • Очень правильно и хорошо, что бы о тебе заботились
  • Правильно и хорошо говорить нет, я рад(а) что ты хочешь быть самим собой.
  • Мы с тобой в полном порядке, когда сильно сердишься.
  • Мы решим свои проблемы.
  • С тобой все в порядке, когда чувствуешь испуг, когда делаешь все по свойму.
  • Ты в полном порядке, если огорчаешься, что вещи не слушаются тебя
  • Я не оставлю тебя ни за что на свете.
  • Ты можешь быть самим собой и можешь рассчитывать на то, что я буду с тобой ради тебя.
  • Я люблю смотреть как ты учишься ходить и говорить. Я люблю наблюдать как ты становишься отдельным от других и начинаешь взрослеть.
  • Я люблю и ценю тебя.
Ваза с ресурсами

Истории из жизни: «Новый опыт», «История одного тату».

Новый опыт

Два года назад я проводил свой летний отдых в лесах Карелии, на берегу Онежского озера и любовался самыми долгими и красивыми закатами в моей жизни. Когда солнце уходило в водную гладь за горизонт, оставляя огромное зарево на полнеба, переливающегося разноцветными яркими цветами: красным, розовым, оранжевым, желтым, голубым и многочисленными их оттенками. Читать дальше…

о стремлении к жизни

О стремлении к жизни. История из личного опыта.

Предисловие.

Статьи с историями из личного опыта разных людей получают наибольший отклик, по этому я решил пусть их тут будет чуточку больше.

Мой друг Сергей (имя изменено) на днях поведал мне историю о том как он участвовал в групповой психологической дискуссии, где все внимание было приковано к девушке которая «не хотела жить». Читать дальше…

как найти дело своей жизни

Как найти дело своей жизни. История из личного опыта.

Зацепил вопрос про поиски своего профессионального предназначения от одной девушки в одной из психологических группок в ФБ, со схожей ситуацией, как мне показалось, как у меня лет несколько назад. Написал ей ответ огромный. Пока писал, пост с вопросом удалили, но не пропадать же такой простыне.
Получилось очень лично и откровенно… Читать дальше…

Что-Я-сейчас-чувствую

Что Я сейчас чувствую? – Полный список ответов.

Многообразие внутреннего мира человека условно делится на ментальные  (мыслительные) процессы и аффективные (эмоциональные) процессы, а так же на физические ощущения.

Про области наших мыслей я еще напишу отдельно, в данном контексте надо понимать, что мысли не равны чувствам, это отдельные элементы психики. И умения различать одно от другого, Читать дальше…