Психолог Владислав Лето. Психологическая помощь в Новосибирске и онлайн.
Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
о гипнозе метафоры

О гипнозе: часть шестая. Применение обучающих историй (метафор) в гипнозе Эриксона

        Обучающие истории – отличительная особенность гипноза по методу Эриксона, которую еще сам ученый нередко использовал в работе с погружением человека в транс. Эти истории могли быть рассказами из его жизни или жизни его друзей, поучительными повестями и притчами мирового опыта бытия или происшествиями, оказывающими уникальное убеждающее воздействие. Все они, умело примененные на практике, несомненно, повышают эффективность терапии и придают ей особый шарм. Такие истории, рассказанные пациенту во время его пребывания в состоянии гипноза, получили название терапевтических метафор, имеющих возможность оказать положительное влияние на подсознание личности и привести в конечном итоге к позитивным ее изменениям.

        Психотерапевт, передающий пациенту какую-либо обучающую историю, одновременно вкладывает в него новую информацию, затрагивает определенные эмоции и чувства и побуждает его к совершению необходимых действий. Общение в данном случае проходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, а новые суждения и мысли передаются личности в состоянии бодрствования и в состоянии гипнотического сна. После такой терапии человек начинает осознавать, что привычный для него образ мысли не всегда является единственно верным, а для достижения поставленных целей нужно научиться освобождать себя от выдвинутых психикой ограничений и блоков в виде стереотипов и предрассудков.

        Прием терапевтической метафоры нередко позволяет пациентам представить себя на месте главного героя истории и вследствие этого впитать в себя те навыки, знания и умения, которыми обладал данный персонаж и которые пригодятся им для решения своих собственных проблем. Данное утверждение можно проиллюстрировать на примере проблемы сексуального характера, такой, например, как преждевременная эякуляция. Человек, будучи в состоянии гипнотического сна, под умелым руководством гипнолога на уровне психики испытывает ощущения, аналогичные реальному наслаждению от удачного полового акта, что прибавляет ему воспоминаний об успешности этого процесса и настраивает на ожидание такого же успеха в будущем.

        Одна из наиболее ярких историй, используемых в качестве обучающих самим Милтоном Эриксоном, описана в его монографии «Мой голос останется с вами…». Она получила название «Как пройти из комнаты в комнату».

        В самом начале рассказа Эриксон спросил своего студента, как можно пройти из этой комнаты в другую. На что студент ответил, что необходимо для начала встать с места и сделать шаг. Но он не успел закончить свою мысль, так как ученый попросил его перечислить именно способы передвижения из одной комнаты в другую. Тут студент стал перечислять следующие возможности: бегом, шагом, в прыжке на одной или на обеих ногах, через окно, кувыркаясь или обойдя весь дом снаружи и войдя через запасную дверь.

        Но Эриксон был недоволен таким ответом. Известный психотерапевт сказал, что нельзя ограничивать себя в мышлении, нужно мыслить масштабно. И, если бы ему предложили перейти из той комнаты, в которой он находится, в другую, то он вышел бы через дверь, не ведущую в требующуюся комнату, поймал такси и направился в аэропорт, в кассе приобрел бы билет до Чикаго, оттуда поехал в Нью-Йорк, Рим, Лондон, Гонолулу, Гонконг, Афины, Сан-Франциско, Даллас, вернулся бы снова в Феникс, шикарный лимузин подвез бы его к заднему двору дома, и оттуда он бы уже зашел в комнату через черный ход. А вот студент совершенно не подумал о том, что двигаться можно не только вперед, но и в обратном направлении. И ко всему прочему забыл, что в комнату можно попасть и ползком. На все это парень смог ответить только, что со скорости на животе тоже можно добраться в нужную комнату.

Не ограничивайте себя в мышлении и мыслите масштабно!

Поделиться: