Психолог Владислав Лето. Психологическая помощь в Новосибирске и онлайн.
Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
детская психология

Стратегии родителей: слова которые необходимо слышать в дошкольном возрасте, три — семь лет.

Особенности дошкольного возраста.

В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения, является — инициатива. Которая является главным достижением периода от 3 до 7 лет. в противоположенность чувству глубинной вины.

 

С появлением инициативы ребенок выглядит «в большей степени самим собой», кажется более любящим, ненапряженным и живым в суждениях, более активным и активизирующим. Он свободен распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и приближаться к желаемому (даже если оно кажется сомнительным и, более того, опасным) неунизительным и более точным путем. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление «атаковать» задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости.

Опасность этой стадии заключается в возникновении чувства вины за предполагаемые инициируемые поступки ребенка в ходе его  буйного наслаждения ребенка новым двигательным и мысленными могуществом, актами агрессивного обращения и принуждения, которые быстро выходят далеко за исполнительные возможности детского организма и ума и, следовательно, требуют энергичного обуздания намеренной инициативы ребенка. 

Если родитель в этот период будет через чур строим и ограничивающим, то из этой стадии ребенок вынесет вместо чувство инициативы в реализации своих желаний, то глубокую вину за то, что они просто у него есть. 

Стратегии взрослого.

— я люблю наблюдать за тем, как ты растешь

 

— я буду рядом с тобой, чтобы проверять твои границы и определять твои пределы (давать обратную связь, да, это твои границы, подтверждает базовое право на территорию или задает новые границы)

Ребенок найдет эти границы только в контакте с родителями

— хорошо, что ты думаешь о себе, ты можешь думать о своих чувствах и переживать по поводу мыслей

Плохо ориентируются в сфере чувств, родители должны этому научить, научить  называть свои эмоции и отличать мысли от чувств

— я люблю твою жизненную силу, мне нравится твое любопытство в вопросах секса

У ребенка нет инструментов, что с ней делать

— замечательно находить различия между мальчиками и девочками

Поддерживаем половую идентификацию

— я установлю тебе рамки для того, чтобы помочь тебе понять, кто ты (дам обратную связь)

— я люблю тебя таким, какой ты есть (сквозная установка)

— хорошо, что ты бываешь разным, что у тебя есть свой собственный взгляд на происходящее

— ты можешь представлять себе различные события без опасения, что они станут реальностью, я помогу отделить тебе фантазии от реальности

В 7 месяцев нормативный страх – чужого, 4-5 лет апогей – нормативные страхи, когда что-то нарушает привычные границы

С уважением относиться к страхам

Если страх не исчез – значит его подкрепили

— мне нравится, что ты девочка/мальчик

— мне нравится, что тебе нравятся девочки/мальчики, даже если это не нравится твоим родителям

— плакать хорошо, несмотря на то, что ты уже подрос (канал отреагирования, иначе будет психосоматика)

— очень хорошо обнаруживать последствия и закономерности своего поведения

Приобретение опыта причинно-следственных связей, находить другие пути

— ты можешь просить о том, что ты хочешь

— ты можешь задавать вопросы, если тебе что-то непонятно или что-то смущает тебя

Давать детям короткие, понятные, прямые ответы

— ты не отвечаешь за брак твоих родителей

— ты не отвечаешь за папу

— ты не отвечаешь за маму

— ты не отвечаешь за семейные проблемы (довела отца, иди теперь отвечай)

— ты не отвечаешь за развод твоих родителей

— замечательно исследовать, кто же ты есть на самом деле

 

Статьи по теме:

Стадия 1 — Младенчество: от рождения до года.

Стадия 2 — Раннее детство: от года до трёх.

Стадия 4 — Младшего школьного возраста. От 7 до 12 лет.

Остальные стадии взросления человека

Комментарии: