Особенности дошкольного возраста.
В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех. Таким новым качеством, существующим как в форме чувства, так и в форме широко распространенной особенности поведения, является — инициатива. Которая является главным достижением периода от 3 до 7 лет. в противоположенность чувству глубинной вины.
С появлением инициативы ребенок выглядит «в большей степени самим собой», кажется более любящим, ненапряженным и живым в суждениях, более активным и активизирующим. Он свободен распоряжаться излишками энергии, что позволяет ему быстро забывать неудачи и приближаться к желаемому (даже если оно кажется сомнительным и, более того, опасным) неунизительным и более точным путем. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление «атаковать» задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости.
Опасность этой стадии заключается в возникновении чувства вины за предполагаемые инициируемые поступки ребенка в ходе его буйного наслаждения ребенка новым двигательным и мысленными могуществом, актами агрессивного обращения и принуждения, которые быстро выходят далеко за исполнительные возможности детского организма и ума и, следовательно, требуют энергичного обуздания намеренной инициативы ребенка.
Если родитель в этот период будет через чур строим и ограничивающим, то из этой стадии ребенок вынесет вместо чувство инициативы в реализации своих желаний, то глубокую вину за то, что они просто у него есть.
Стратегии взрослого.
— я люблю наблюдать за тем, как ты растешь
— я буду рядом с тобой, чтобы проверять твои границы и определять твои пределы (давать обратную связь, да, это твои границы, подтверждает базовое право на территорию или задает новые границы)
Ребенок найдет эти границы только в контакте с родителями
— хорошо, что ты думаешь о себе, ты можешь думать о своих чувствах и переживать по поводу мыслей
Плохо ориентируются в сфере чувств, родители должны этому научить, научить называть свои эмоции и отличать мысли от чувств
— я люблю твою жизненную силу, мне нравится твое любопытство в вопросах секса
У ребенка нет инструментов, что с ней делать
— замечательно находить различия между мальчиками и девочками
Поддерживаем половую идентификацию
— я установлю тебе рамки для того, чтобы помочь тебе понять, кто ты (дам обратную связь)
— я люблю тебя таким, какой ты есть (сквозная установка)
— хорошо, что ты бываешь разным, что у тебя есть свой собственный взгляд на происходящее
— ты можешь представлять себе различные события без опасения, что они станут реальностью, я помогу отделить тебе фантазии от реальности
В 7 месяцев нормативный страх – чужого, 4-5 лет апогей – нормативные страхи, когда что-то нарушает привычные границы
С уважением относиться к страхам
Если страх не исчез – значит его подкрепили
— мне нравится, что ты девочка/мальчик
— мне нравится, что тебе нравятся девочки/мальчики, даже если это не нравится твоим родителям
— плакать хорошо, несмотря на то, что ты уже подрос (канал отреагирования, иначе будет психосоматика)
— очень хорошо обнаруживать последствия и закономерности своего поведения
Приобретение опыта причинно-следственных связей, находить другие пути
— ты можешь просить о том, что ты хочешь
— ты можешь задавать вопросы, если тебе что-то непонятно или что-то смущает тебя
Давать детям короткие, понятные, прямые ответы
— ты не отвечаешь за брак твоих родителей
— ты не отвечаешь за папу
— ты не отвечаешь за маму
— ты не отвечаешь за семейные проблемы (довела отца, иди теперь отвечай)
— ты не отвечаешь за развод твоих родителей
— замечательно исследовать, кто же ты есть на самом деле
Статьи по теме:
Стадия 1 — Младенчество: от рождения до года.
Стадия 2 — Раннее детство: от года до трёх.
Стадия 4 — Младшего школьного возраста. От 7 до 12 лет.
Комментарии: